Добро пожаловать на сайт Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 5 г. Охи имени кавалера ордена Мужества Алексея Викторовича Беляева   Click to listen highlighted text! Добро пожаловать на сайт Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 5 г. Охи имени кавалера ордена Мужества Алексея Викторовича Беляева Powered By GSpeech
Версия для слабовидящих

buttonN0G

buttonN1G

buttonN2G

buttonN3G

buttonN4G

buttonN5G

crocus24

ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЁННЫХ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Тен Н.В., педагог-психолог МБОУ СОШ №5 г. Охи

             За последние 20-30 лет произошли большие изменения в представлении о том, кто такие одаренные дети. Более 50 лет в науке и сознании людей господствовало представление о том, что одаренный ребенок это тот, кто обладает высоким уровнем интеллектуальных способностей, т.е. фактически уравнивались такие понятия как высокий интеллект и одаренность. Многочисленные исследования в разных странах привели к расширению понятия одаренности,

Один из примеров эксперимента провел Люьюис Терман, он проанализировал уровень интеллекта 250000 детей в Калифорнии и попытался выявить одаренных детей из данной выборки, в процессе исследования  он отобрал 1470 детей у который уровень интеллекта был значительно выше. На протяжении 35 лет он следил за этими людьми с целью отслеживания их значительных результатов в жизни. Из этих 1470 людей добились среднестатистического результата в жизни добились лишь около 30 человек, но их успех не был таким значимым, какого ожидал ученый, среди них не было ни политиков, ни писателей ни нобелевских лауреатов. Но самое интересное, что среди тех детей, которых ученый отсеял на начальном этапе исследования было два человека, которые получили нобелевскую премию.

Какие же выводы сделал Льюис Терман: он пришел к такому заключению, что помимо уровня интеллекта нельзя упускать из виду и другие показатели, такие как трудолюбие, мотивацию достижения, волевые качества, коммуникативные навыки, творческую составляющую, ораторские способности, организаторские способности и огромное количество личностных особенностей которые очень часто мы не в силах выявить с помощью стандартизированных исследований на этапе детства.  

Подобные исследования позволило расширить понятие одаренность:

  • признание существования неуспешных в академической сфере одаренных детей (это касается тех видов одаренности, которые не носит глобального характера, спортивная, лидерская, художественная, музыкальная);
  • одаренность развивается в течение всей жизни;
  • талант не является стабильной характеристикой, изменения происходят на протяжении всей жизни под влиянием образования, учительского интереса к ребенку, семейной стабильности, социального окружения;
  • если талант не развивается, то это не связано с тем, что он исчез, а с тем, что исчезло стремление к самосовершенствованию, потребность в его развитии.

Согласно Рабочей Концепции одарённости, разработанной группой авторов во главе с Д.Б. Богоявленской, «одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности». Авторы, названной выше Концепции, выделяют актуальную и потенциальную одарённость.

Под актуальной одарённостью понимают: «…психологическую характеристику ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной  и  социальной нормам. Такие дети сидят в большинстве случаев с поднятой рукой, быстро и без труда выполняют задания «со звёздочкой», отличаются хорошей речью и нестандартным мышлением. При этом ребёнок не обязательно демонстрирует высокий уровень способностей только при обучении, он может проявлять одарённость в различных других видах деятельности.

Под «потенциальной  одаренностью  — понимается психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности.

Не смотря на то, что точных (абсолютных) диагностик по выявлению одарённости на сегодняшний день не существует, учитель начальных классов всегда без труда и без помощи психолога может выявить преуспевающего, хорошо развитого и замотивированного на обучение ребёнка с устойчивыми интересами, так как учащиеся с актуальной одарённостью очевидны и отличаются:

  • опережением в овладении знаний и их прочным усвоением;
  • любознательностью (они в большом количестве задают необычные, а иногда и сложные для данного возраста вопросы);
  • демонстрацией окружающим независимости, индивидуализма, желанием выполнять самостоятельно сложные задания;
  • стремлением контактировать с более взрослыми сверстниками и взрослыми людьми;
  • ответы и рассуждения отличаются неожиданными, нестандартными, более сложными, чем ожидает учитель, выводами, аргументами, умозаключениями;
  • многие из них имеют прочную, ёмкую память.

Для выявления таких  одарённых детей диагностические  методики педагогу могут не понадобиться, потому что  их одарённость очевидна.

Однако, развитие потенциала одарённости может  сдерживаться рядом неблагоприятных причин, среди которых: трудные семейные обстоятельства, недостаточная мотивация, низкий уровень саморегуляции, отсутствие необходимой образовательной среды  и другое. Как всем известно дети рождаются с возможностью говорить на любом языке, но для развития этого навыка необходима языковая среда и если эта языковая среда отсутствует, то и навык у ребенка сформирован не будет. Для того, чтобы помочь проявиться и развиться потенциалу ребёнка, педагогу необходимо исследовать на одарённость детей, у которых очевидные характеристики одарённости не проявляются. И здесь лучше не доверять учительскому «чутью», так как  достаточно большое количество всемирно известных гениев не были своевременно замечены своими педагогами.

            Знаменитыми двоечниками уже в начальной школе, как известно, были:

Оноре де Бальзака - всемирно известного писателя, не называли в школе иначе, как «лентяем и тупицей», он постоянно сидел на уроках с отсутствующим взглядом.

Иосиф Бродский. Будущий Нобелевский лауреат по литературе учёбу словно презирал. Ему не нравилась сама система обучения, да и к знаниям особой тяги он не испытывал. На уроках он демонстративно смотрел в окно, да ещё мешал учителям, постоянно придумывая какие-то шалости. При этом отвечать на вопросы педагогов он попросту отказывался, домашние задания делал крайне редко и очень неряшливо.

Константин Циолковский – отец космонавтики, был хроническим двоечником, во втором классе (мальчику было на тот момент уже исполнилось 13 лет) его оставили на второй год, из третьего отчислили за неуспеваемость.

Уинстон Черчилль - британский государственный и политический деятель, 61-й премьер-министр Великобритании испытывал неприязнь к процессу образования с начала обучения, но впоследствии получил Нобелевскую премию по литературе.

Двоечником и «бездарем» в начальной школе также был: Антон Павлович Чехов дважды оставался на второй год: в третьем классе из-за двоек по географии и арифметике, а в пятом – из-за греческого языка. По русской словесности будущий литературный гений чаще всего получал не больше «четверки».

Томас Эдисон – получивший впоследствии более 3000 патентов на свои изобретения в разных странах, положивший начало электронике, стал двоечником уже к концу первого месяца обучения в школе, его матери было сказано, что её сын «совершенно неспособен к обучению по причине умственной отсталости».

 

В отношении диагностики учащихся младших классов на наличие у них характеристик одарённости, хотелось бы порекомендовать следующее:

  1. нет необходимости проводить диагностику одарённости в отношении очевидно одарённых школьников;
  1. исследовать оставшихся от очевидно одарённых учеников класса на одарённость, так как среди них могут  быть потенциально одарённые дети, одарённость которых внешне  не проявляется;
  2. завести дневник педагогического наблюдения, в котором отмечать нестандартные оригинальные проявления учащихся, показывающих на одарённость (умозаключения, предложения, гипотезы, способы решения, поступки и т.д.);
  3. создавать провоцирующие ситуации, предлагать нестандартные задания, анкетировать, беседовать с родителями на предмет выявления потенциальных характеристик одарённости ребёнка;
  4. применять диагностические методики для выявления потенциала одарённости в конкретных областях знаний, так как скрытую общую одарённость у потенциально одарённых детей выявить трудно.

Одарённого ребёнка легче сопровождать в обучении, если соотнести характеристики  успешных младших школьников с типами одарённости.

Единой классификации типов одарённости на сегодня не существует. Однако большинство  педагогов, работающих с одарёнными детьми,  придерживается сегодня ниже приведённой классификации. Для начальной школы она будет выглядеть следующим образом.

  1. Интеллектуальная одарённость проявляется чаще всего в способности быстро и оригинально решать нестандартные сложные задачи, анализировать проблемы, делать самостоятельные умозаключения. То, что для понимания обычных детей трудно, непонятно, преждевременно, для интеллектуалов - само собой разумеется. Они теряют мотивацию при видении только простых решений и заданий, не хотят ничего повторять и всё время стремятся к новому. При этом, многие  из них не любят аккуратно писать, они не всегда хорошо организованы и им легче высказать своё мнение, чем прочитать об этом в книге. От «академиков», «интеллектуалов» отличает значительная умственная самостоятельность.
  2. Академическая одарённость проявляется чаще всего в способности учащихся именно к обучению, они замотивированы на получение большого количества знаний и легко их усваивают. Эти дети «ходячая энциклопедия», «эрудиты», они осведомлены даже в отношении тех вопросов, которые не изучаются по  школьной программе. Они любознательны. С удовольствием демонстрируют  свои знания и стараются выбирать для общения людей, с которыми интересно поговорить на интересующие их темы. Это самые большие «почемучки». Они способны к самообучению. Как правило, именно им педагоги выставляют самые высокие оценки, именно они получают больше всего похвалы. Их одарённость очевидна, специальной диагностики не требуется. Этих детей  легко обучать.
  3. Художественная одарённость присуща учащимся, которые имеют высокие достижения в изобразительном искусстве, танцах, пении, сценической деятельности и подобном. Это не любые дети, увлечённые художественной деятельностью. Здесь очень важно отметить уровень достижений учащегося. Подобная одарённость в отличие от предшествующих типов может долго оставаться потенциалом, если не создавать ситуаций для её проявления. Эти дети могут не проявлять  способностей к обучению и не иметь высокий интеллектуальный коэффициент.
  4. Творческая одарённость (креативность) обнаруживается у ребёнка с непохожим взглядом на мир, в умении находить неожиданные решения к задачам, которых, казалось бы, не может быть, они независимы в суждениях, отличаются выбором средств для выполнения заданий. Они стараются никому не подражать. Творческая одарённость  выявляется труднее других, так как она всегда очевидна и  не всегда проявляет себя, если для этого нет соответствующих условий, считается, что стандартные программы не позволяют этим детям проявить себя.
  5. Не сложно наблюдать педагогу и лидерскую или социальную одарённость. Эти дети не просто хорошо организованы, они способны без особого труда организовывать вокруг себя других сверстников, иногда детей старше или младше себя. Их лидерство удерживается при помощи используемой ими тактики, личного обаяния Они не принуждают с ними дружить. С ними советуются, считаются, а нередко им добровольно подчиняются другие дети. У лидеров значительно лучше, чем у других детей развита интуиция. Задача учителя не допустить отрицательного лидерства талантливого ребёнка и создать условия, при которых лидеры  будут играть позитивные роли. Потому что лидера невозможно превратить в обычного ребёнка он всё равно будет лидировать.
  6. Спортивная (психомоторная) одарённость предполагает наличие достижений ребёнка в области физкультуры и спорта. Данный тип одарённости не всегда заметен внешне, как считается, для спортивно одарённых детей характерна целеустремлённость, высокий уровень организации, мотивация на победу. В обучении эти дети не всегда успешны.  Проявляется спортивная одарённость также, как и творческая при наличии соответствующих условий (соревнования, спортивные игры, уроки физкультуры и другое).

              Одарённый ребёнок может представлять сразу несколько типов одарённости, сочетая например, интеллектуальную, академическую и художественную одарённость.

              Кроме уже названных особенностей одарённых детей педагогу следует учитывать и другие ярко проявляемые характеристики  большинством одарённых учащихся. В основном эти характеристики  на начальном этапе обучения в школе  могут быть следующие:

-психическая неустойчивость и стрессы;

-зависть со стороны других учащихся;

самовлюблённость, эгоизм, повышенная потребность во внимании со стороны окружающих;

-завышенная или заниженная самооценка;

-трудности в общении с другими детьми.

В выявлении одаренных детей можно пользоваться такими методами как:

  • метод наблюдения;
  • методика «Карта интересов для младших школьников» А.И. Савенкова;
  • «Тест-анкета, выявления потенциала одаренности» А. Де Хаана и Г. Каффа для родителей;
  • методика «Карта одаренности» созданная на основе методики А. Де Хаана и Г. Каффа для учителей и родителей.

Так же прекрасным способом идентификации одаренных детей является портфолио. Оно представляет собой целенаправленную коллекцию продуктов деятельности ребенка, учет его достижений, которая демонстрирует его успехи в определенной области, а так же наблюдения педагога за одаренным ребенком. Преимущество применения портфолио в идентификации ребенка заключено в следующем: оно сосредоточено на положительном опыте ребенка и отражает работу ребенка в определенном отрезке времени.

МЕНЮ
  • Государственные (муниципальные) услуги
  • МЕСЯЧНИК по ГО
  • Пресс-центр ЮИД
  • ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
  • Гражданская оборона
  • СОВЕТ ШКОЛЫ
  • ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ
  • ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
  • САМООБСЛЕДОВАНИЕ
  • РОДИТЕЛЯМ
  • ШСК «Авангард»
  • ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР «ФАНТАЗЁРЫ»
  • МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
  • Информация для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
  • «Билет в будущее»
  • ИСТОРИЯ ШКОЛЫ
  • Социальные практики
  • НАСТАВНИЧЕСТВО
  • Школа — социальный магнит
  • Школьная служба примирения
  • Безопасное лето - 2023
  • Профилактика терроризма и экстремизма
  • От педагога-психолога
  • BK-Мессенджер/ИКОП "Сферум"
  • Форма обратной связи

    captcha
    Решаем вместе
    Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

    Проект при поддержке компании RU-CENTER
    © 2013 - 2023 Данный ресурс является официальным Интернет-сайтом МБОУ СОШ №5 г. Охи им. А. В. Беляева

    Яндекс.Метрика

    Click to listen highlighted text! Powered By GSpeech